Володарский район

Историческая справка

Территория Володарского района расположена в юго-восточной части Астраханской области и граничит на севере с Красноярским районом, на севере-востоке – с республикой Казахстан, на юге – с бассейном Каспийского моря, на западе – с Приволжским и Камызякским районами. Район вытянут с севера на юг на 55 км, с запада на восток на 63 км и включает знаменитые полупустынные ландшафты Прикаспия и дельту реки Волги с 383 островами.

До революции территория будущего Володарского района входила в состав Красноярского уезда. С установлением советской власти начались административные изменения на территории современного Володарского района.

В состав Володарского района входят сельские поселения – сельсоветы: Актюбинский сельсовет, Алтынжарский, Большемогойский, Калининский, Козловский, Крутовский, Маковский, Марфинский, Мултановский, Новинский, Новокрасинский, Сизобугорский, Султановский, Тишковский, Тулугановский, Тумакский, Хуторской, Цветновский, пос. Винный, Володарский, с. Зеленга.

В прошлом на территории современного Володарского района обитали, сменяя друг друга, различные племена и народности: сарматы, гунны, хазары, булгары, гузы, монголы др. Одни из них в течение многих веков проживали в этом краю, другие лишь проходили мимо, оставляя о себе недолгую память.

После присоединения Астраханского ханства к Российскому государству в середине XVI в. территорию современного Володарского района стали заселять русские переселенцы. Возникновение поселений шло крайне трудно из-за отсутствия сухопутных дорог, бесчисленного множества дельтовых водных рукавов, большого количества земель, заливаемых вешними водопольями. Кроме этого, Волжское Понизовье – бесхлебный край, часто испытывавший массовые эпидемии, пожары, набеги кочевников. Однако были и преимущества, которые манили новых переселенцев – богатейшие рыбные запасы Нижней Волги. Примитивный, но весьма изощрённый, хищнический приём добычи рыбы путём перекрытия реки брёвнами с оставлением лишь узкого прохода - «заманихи», где крупную рыбу – белугу, осетров - «чекушили» и «багрили», привлекал промышленников, потому что давал крупный доход. Этот сплошной, временный или постоянный, бревенчатый частокол назывался учугом. При учугах постоянно оседали работники.

Одним из таких учугов был Чуркинский, при нем вначале XVIII в. была поставлена церковь - Высогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь. Покрытая водами с небольшими островками местность, где ныне находится пустынь, была в древности началом Каспийского моря. Здесь обычно застигнутые бурей в морских водах рыбаки пережидали непогоду. Здесь же находили приют мореплаватели-купцы. В 1568г. Иван IV посылает в Астрахань игумена Кирилла для утверждения здесь православной веры и устройства Троицкого монастыря. Царь пожаловал ему для монастырского строения и пропитания воды Каспийского моря с прилегающими землями, и в том числе местность нынешней Чуркинской пустыни. Впоследствии воды эти перешли в ведение Архиерейского дома, и в 1646г. были отобраны в казну.

На Чуркинском рыбном промысле трудились работные люди и с ними монастырские. Игумен Кирилл устроил на острове небольшую часовню в честь Николая Чудотворца. Поначалу промысел приносил монастырю большие доходы. На речных протоках выше Чуркинского острова работные люди ставили учуги, где весной и осенью в огромных количествах скапливалась рыба, и она вылавливалась и шла на продажу. Но вскоре протоки стало заносить песком, они стали мелеть, и доход от них заметно уменьшился. Монастырь собственными силами углубить протоки был не способен, отчего в 1588г. игумен Иосиф обратился к царю Федору Иоанновичу: «против (то есть вместо) острова Чурка... велеть давать в монастырь ругу денежную и хлебную и на монастырский обиход соли беспошлинно». Царь удовлетворил эту просьбу, и Чуркинский остров со всеми рыболовными водами снова отошел в казну. Но часовня на острове и жившие при ней двое монахов остались. Посещали храм по-прежнему лишь ловцы, да и то изредка, во время путины – весной и осенью. В конце XVII в. Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего.

Предание рассказывает о том, что в 70-х годах XVII столетия здесь появился новый поселенец. Он, якобы, принимал участие в мучениях и казни астраханского митрополита Иосифа. Звали этого палача Ларька. После смерти митрополита он тяжко заболел и осознал, что болезнью был наказан за свой великий грех. Удалился от всех в низовье Волги и выкопал пещеру в бугре близ Чуркинского учуга. За то, что мучил привязанного к бревну (чурке, как тогда говорили) святителя, бывший палач так и остался в народной памяти под этой кличкой. Прожив несколько лет в посте и молитвах, пещерник Чурка скончался и был погребён учужниками. С этого времени и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре и жить в них.

В начале XVIII в. при учуге на протоке была поставлена деревянная церковь. Позже ее перенесли на «Высокую гору», которую в народе уже называли Чуркинским бугром, при храме возник монастырь. Из-за отсутствия точных данных, нельзя с достоверностью определить время основания здесь монастыря. Возможно, что с первых же дней владения местностью, известной из древности под именами «острова Синего моря», «на взморье бугра», «бугра с учугами», «учуга Чурки, или Чюрки», игумен Кирилл воздвиг здесь первоначальный храм и водрузил на берегу Каспия священный Крест.

В 1762г. при астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками. При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою». Благоденствие обители продолжалось до 1806г., когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840г. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России. При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью, центром российского старчества. При приемнике старца Евгения – архимандрите Паисии (1854-1867) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор и возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды.

Первое поселение с постоянным проживанием людей появилось в 1862г., когда Чуркинские воды арендовал Ф. И. Базилевский. Он превратил учуг в один из крупнейших промыслов Астраханской губернии. Здесь были построены рыболовные емкости, лабаз, льдохранилище, вешала, казармы и дома для служащих и работного люда, кашеварня, небольшая больница (1889) и церковь, при которой действовала церковно-приходская школа (1883). К 80-м годам XIX в. на реке Чурка «лов рыбы пересекся» и Базилевский продал промысел. Владельцами промысла были купцы Иван Макаров, Недорезов, рыбопромышленник Агабабов. В 1897г. хозяином промысла становится И.В. Беззубиков. Он и его сыновья владели промыслом Чурка вплоть до Октябрьской революции 1917г.

В годы советской власти судьба монастыря была плачевной, он потерял все строения. Сейчас, когда это святое место вновь возращено верующим, решено его восстановить.

Говоря о Чуркинском монастыре, нельзя не вспомнить о его сердце – храме Казанской Божьей матери в посёлке Ильинка. Именно к этому храму вот уже несколько лет зачастую пешком идут паломники, невзирая на распутицу, жару и пресловутые паромы.

Процесс заселения территорий Володарского района, на которых в настоящее время находятся современные села, берет начало уже со II половины 1960-х годов, что связано с началом второго этапа заселения края, когда в 1765г. была разрешена продажа государственных земель дворянам. Началась помещичья колонизация края. Так, на северной части Чуркинского острова, на землях графа Безбородко, пожалованных ему в 1783г. императрицей Екатериной Великой, образовалось село Ильинка. Безбородко в своём новом имении (которое занимало большую часть Красноярского уезда) никогда не был и им не управлял, а сдавал эти земли в аренду разным откупщикам, которые владели ими как полноправные хозяева. Так, часть земель графа Безбородко в конце XVIII в. снял астраханский купец Мултанов. Имение его (ценившееся в основном из-за рыболовных вод) тянулось вдоль речушек Чурки и Лебяжьей. Здесь находились старинные рыболовные промыслы Чуркинский и Феодоритовский, очень доходные из-за вылавливаемой здесь красной рыбы. Последний был назван в честь бугра Феодоритова, где в первой половине XVII в. находился Феодоритов скит, куда в 1608г. сторонники Лжедмитрия II выслали монахов Астраханского Троицкого монастыря вместе с игуменом Феодоритом. Купец Мултанов стал селить здесь наемный рабочий люд, который состоял в основном из беглых крестьян. Они постепенно оседали, брали себе в жёны калмычек (из кочевавших здесь рядом), которых и крестили в близлежащей Чуркинской пустыни, в приписной к ней приходской Ефремовской церкви. Здесь же они венчались. Первый поселок образовался у Феодоритова промысла, на берегу протоки Лебяжьей. Поселок получил название Мултановка по имени своего основателя. Вслед за ним на Чуркинском острове появился поселок, получивший название Малая Мултановка (по имени первого поселенца Ильи поселок называли ещё и Ильинкой). Из двух названий прижилось второе. Точной даты основания Ильинки не сохранилось. Но случилось это или в самом конце XVIII, или в самом начале XIX вв., когда ею владел Мултанов. Вскоре данные земли перешли к другому владельцу. Жители Ильинки занимались исключительно рыболовством, нанимались к различным промысловикам, ходили в море, так что большую часть года их дома не бывало. Несмотря на некоторый достаток и устойчивость, жители Ильинки долгое время не могли позволить себе выстроить церковь. Лишь спустя годы, благодаря помощи рыбопромышленника Николая Пахотникова (уроженца этих мест), в 1909г. был построен храм в честь Казанской Иконы Божией Матери. Казанская икона и святитель Николай у астраханских рыбаков издревле почитались покровителями. Пахотников, занимаясь рыбным промыслом, сумел скопить немалый капитал. В Ильинке у него был рыбный завод, свой дом, а также пароход «Марс» (который в советский период получил название «Степан Здоровцев»). Немало он помог и в устройстве в Ильинке школы, больницы, воздвиг в центре памятник императору Николаю II. В 1930-х годах прошлого века, когда началось массовое закрытие церквей, Казанский храм Ильинки чудом устоял.

Володарский район в составе Астраханской области был образован в 1931г. В августе 1944г. территория района была разбита на два района - Марфинский и Зеленгинский. 12 января 1965г. согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР был вновь создан Володарский район с центром посёлке Володарский.

Володарский район – полиэтничен, для сохранения и развития культурного наследия народов, традиционно проживающих в районе, в 2012г. объединили свои усилия Областной методический центр народной культуры, комитет по культуре Администрации МО «Володарский район» и филиал ОМЦНК «Методический центр по работе с клубными учреждениями Володарского района» для комплексного этнографического обследования сел района.

В ходе экспедиционных исследований были зафиксированы обряды русских календарных праздников: троичные, масленичные, пасхальные (в частности, в с. Тишково). Был собран материал о календарных праздниках (Наурыз, Сабантуй) тюрских народов - казахов и ногайцев. Важно, что этот древнейший пласт народной культуры сохраняется в современности в виде районных и областных праздников. Также в районе наблюдается активное «возрождение» религиозных праздников: Пасхи, Рождества, Курбан-байрама, Ураза-байрама Маулида/Мавлюда и др. В ряде казахских сел активно проводят обряды смешанного религиозно-календарного характера, в частности, вызывания дождя – «кудай жол».

По результатам экспедиционных исследований - книга «Фольклор и этнография Володарского района». Астрахань: ОМЦНК, 2013г.

Перейти в каталог

Яндекс.Метрика