Камызякский район
Историческая справка.
История Камызякского района берет своё начало в XVII в., в это время на волжских просторах и рукавах неподалеку от г. Астрахани возникло более 10 учугов (учуг – забойка для ловли рыбы). Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно-бытовые постройки. Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.
Образование Камызяка относится ко времени правления Алексея Михайловича Романова (Алексеем Тишайшим, 1645-1676). Город был одним из учугов, подаренных царем Алексеем Михайловичем князьям Куракиным, которые заселяли их ссыльными людьми. Упоминается и другая дата — 1560г., времена правления Ивана Грозного. При владельцах учуга князьях Куракиных вылов рыбы был настолько велик, что эти места получили название «Золотое дно».
В церковной летописи записано: «Камызяк происходит от татарского слова «камися» — «камыш, обильно росший вокруг стана». Другое толкование – тюркское происхождение «ком», «кум» – песок, «узек» – река. Таким образом, в названии «песчаная река» отражен характер преобладающих почв, слагающих берега реки. А настоящее название – это искаженная форма, появившееся в результате длительного употребления топонима.
В 1568г. присланным в Астрахань игуменом Кириллом был основан Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды реки Волги от Чагана до моря, с буграми, лесами и протоками Хмелевский, Истуба и Караса. В 1655г. в селе Иванчуг была построена церковь Святой Живоначальной Троицы.
В 1722г. Петр I, который был в Астраханском крае и ранее, посетил Камызякский и Чаганский учуги, и «оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам».
В 1872г. при арендаторе Муханове из Камызяка ватаги были перенесены на 20 верст ближе к морю, а население осталось жить на месте бывшего стана.
Из доклада рыбной конторы в 1872 году: «Учуг Камызяк вниз Волгою и Кизаном расстоянием от Астрахани 30 верст … в реке Камызяк, которая пала из реки Кизань в море особою горловиной. На одной реке построен городок…, при нем деревянная церковь…, переведенческих дворов купеческого ведомства 40, ведомств школьного правления - 12, мещанских - 10 и казенный питейный дом».
О доходах, богатстве учуга и стана можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались церкви. С начала существования села, храмов в нем было три.
Первый, - во имя Смоленской иконы Божьей Матери, второй — в память Апостола Силы и Силданьи, третий — во имя Николая Чудотворца.
Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения села.
В 1890-х годах в районе действовали 2-х классная церковно-приходская школа (45 учащихся), сельское мужское одноклассное училище (64 учащихся) и женское училище (63 учащихся). Согласно переписи 1897г. в Камызяке проживало 3066 чел. (520 дворов). Основное население составляли русские, татары, казахи.
В 1900г. в Камызяке была открыта библиотека и начальная школа. Медицинское обслуживание осуществлял один фельдшер. Был построен кирпичный завод, несколько мануфактурно-бакалейных и винная лавки, частная аптека, действовали 2 церкви.
После революции в жизни района стали происходить коренные изменения. В январе 1918г. был создан волостной совет крестьянских и ловецких депутатов. Камызякская волость была образована из части территорий Чаганской волости. В феврале 1919г. она была укрупнена территориями Каралатской, Раздорской и Уваринской волостей.
Немного из истории этих волостных сел. Село Каралат возникло на «обливном острове Каралат» в Каспийском море. Название берет начало от тюркского наименования острова Каралар - «черные или темные земли». В основе тюркского названия острова – географический термин «кара», – возвышенность, выделявшаяся на морском горизонте темным пятном, а «лар» – аффикс множественного числа.
Село Каралат основано как незаконное поселение в 1764 году переселенцами из верховных губерний. Первые четыре двора принадлежали Осокиным, Марковым, Болониным, Ивановым. Основным занятием был лов красной рыбы. Приток населения продолжался до начала XX века. В конце XIX века в селе насчитывалось около 2000 человек. Из них 169 человек мещан Астраханского, Енотаевского уездов. 1/3 населения составляли переселенцы Астраханской губернии, Чаганской, Ивановской, Харабалинской волостей. Остальная часть из Пензенской, Нижне – Городской, Тамбовской, Владимировской губерний.
В 1806 году в связи с установкой на Каралате карантина, для наблюдения за порядком, недопущения контрабанды, поселились роды Хазовых, Опариных, Дербасовых, Овчинниковых. Цепкие и трудолюбивые они быстро прижились на новом месте, научились ловить рыбу. Рыболовство оставалось основным занятием, но в окрестностях природные условия способствовали развитию животноводства, садоводства. Более 30 человек занимались кустарным ремеслом. До 1870 года население ходило в церковь Камызяка. В 1870 году купцом Хлебниковым была построена часовня, которая в 1880 году была освящена как храм. В это год строится в селе деревянный храм, а через 2 года на средства купца Носкова выстроили каменную церковь.
В 1895 году в селе открылась церковно–приходская школа. В 1904 году было открыто министерское училище, земством была открыта ещё одна школа.
Образование села Раздор относится к 1890г. Раньше на месте села густой стеной стоял камыш. Здесь протекали две речки: Большая Чёрная и Малая Чёрная. Реки эти были глубокими, в них водилось много рыбы, а в прибрежных зарослях камыша – дичь. Первыми жителями села были три брата Поротиковы: Григорий, Зиновий и Яков, они уехали из села Голодяевка (с. Пришиб Енотаевского района) на рыбные места. Первый дом они поставили на месте бывшей сельской библиотеки, второй размещался около бывшего управления колхоза «Коммунар», а третий дом там, где до недавнего времени жила пенсионерка Лунёва П. Несколько дней они корчевали камыши, выжигали землю, а потом из этого камыша строили дома. Позже приехали ещё четыре брата Поротиковых. Дома находились на определённом расстоянии друг от друга с той целью, чтобы рядом поселились все родные - Поротиковы. Но сделать этого им не удалось. Село стало быстро заселяться приезжими. И к 1896г. здесь было уже большое село. Жители занимались рыболовством, появилось и своя тоня с названием Раздир. Это название она получила из-за того, что в то время река была большая и полноводная, разделяла реку отмель, здесь и ставили рыбаки сети, так как место считалось удачным для рыбной ловли. По одной версии сети как бы делили, раздирали речку пополам. По другой, сильное течение разделяло невод надвое. И стали село называть «Раздир». Спустя пять лет в селе уже было 500 дворов и три широкие улицы. И жители решили заменить название Раздир на Раздор, более благозвучное. Так и называется до сих пор. Село разрасталось очень быстро, сюда ехали со всех мест. Людей привлекали рыбьи и охотничьи места. Позже была построена больница с функциями роддома, мельница, склады, школа, контора, магазин, церковь.
В 1924 г. организуется Астраханский Союз ловцов. В селах, в том числе и в Камызяке, ловцы объединялись в товарищества, через которые государство отпускало рыбакам деньги, суда, сети и т.д. Ловецкие товарищества организовывали добычу рыбы и ее частичную переработку.
В июле 1925 года были упразднены уезды-волости и образован Камызякский район с центром с. Камызяк. В него вошли полностью Камызякская волость, части Началовской, Семибугровской и Чаганской волостей. С 1927 г. начинает развиваться колхозное строительство. Во всех колхозах главным видом деятельности являлось рыболовство. В 1944г. в Астраханской области было проведено очередное районирование. В мае 1944г. Камызякский район был разукрупнен, часть территории была передана Травинскому и Зеленгинскому районам.
Значительной вехой в жизни района стала Великая Отечественная война. С первых дней войны тысячи камызякцев ушли на фронт, из призванных на фронт 11 тысяч не вернулось 4000 человек.
Сегодняшняя жизнь района – точное отражение жизни страны и региона. Экономику района делают многочисленные фермерские хозяйства, активно развивается предпринимательство.
В районе с середины 1990-х годов традиционно проводятся народные и религиозные праздники – «Масленица» (г. Камызяк, сс. Полдневое, Чаган, Старый Тузуклей), праздник святой Пасхи – (г. Камызяк, с. Полдневое), праздник Покрова Пресвятой Богородицы (с. Хмелевка).
Источник: по материалам сайта Администрации муниципального образования «Камызякский район»