Харабалинский район
Историческая справка
История возникновения поселения Харабали тянется из глубокой древности. Уже в III в. до н. э. территория, на которой сейчас расположен Астраханский край, была заселена кочевыми племенами сарматов и скифов. Их курганы находят и сейчас во многих районах края. Примерно c III в. н.э. по территории края проходили пути Великого переселения народов. Однако поселение Харабали основали лишь много веков спустя…..
Харабалинский район расположен в центральной части Астраханской области, был основан в 1925г. Харабали основано в 1789 г. беглыми крестьянами из центральной части России, в частности, Воронежской, Курской и Тамбовской губерний. Они заложили первый камень будущего поселения Харабали на самом высоком бугре. Этот год считается официальной датой основания с. Харабали, хотя первые упоминания были найдены в «Военно-геометрической карте 1770 года».
Первыми поселенцами села были беглые крепостные крестьяне, вначале на «чернях» (берег Каспия) и позже, через 20 лет, несколько семей переселились в Харабали. Основное население прибыло уже в 20-е годы XIXв. из Воронежской губернии, из сел Гвозды и Пузеево и деревни Черновка Павловского уезда. Причем гвоздинцы селились в юго-восточной стороне поселения вместе с местными жителями, а черновцы – в северо-восточной и образовали новую Чернавку (этот район современного города до сих пор так именуется в просторечье).
Историки и сейчас спорят о том, кто же дал поселению такое название. По некоторым версиям, село названо так из-за разделяющего его бугра. Эта версия наиболее распространена, учитывая то, что «хара-бали» в переводе с калмыцкого языка звучит как «черный бугор». Существует и иная версия происхождения названия – по названию реки, омывающей это место и изобилующей рыбой («харабалык» в переводе с калмыцкого означает «черная рыба» или «много рыбы»). По другой, представляет калмыцкую переработку наименования казахского рода Кара-Баласы, пастбища которого находились в непосредственной близости к месту возникновения села.
В 1808 г. в селе поживало уже 409 переселенцев, в мазанках, крытых соломой. В 1858 г. здесь было уже 262 дома, 35 ветряных мельниц, церковь, две школы: министерское училище и церковно-приходская школа, которые давали знания в объеме трех классов. Было в селе почтовое отделение, 9 торговых лавок. Но не было ни одной медицинской амбулатории, аптеки. Лишь в домике барачного типа ютилась небольшая больница с врачевателем-фельдшером. Именно поэтому здесь часто вспыхивали эпидемиологические заболевания – тиф, чума, оспа, малярия.
Известно, что в 1890 г. село Харабали относилось к землям Енотаевского уезда Астраханской области. Как и в большинстве сел того времени, из Харабали в губернский центр можно было попасть только на лошадях. Однако с 1904 г. через Харабали проложили железную дорогу, которая и соединила село с разными губерниями страны, что принесло огромную пользу для его дальнейшего развития.
Вначале XX в. в Харабалях насчитывалось уже 4540 жителей. Характерной особенностью жилых домов в Харабалях было то, что многие из них выходили на улицу тремя «парадными окнами» и имели «парадный» выход – дверь с крылечком, выходившие не во двор, а прямо на улицу. Часто на ступеньках этих крылечек устраивались вечерние посиделки.
В селе Харабали преобладали деревянные строения, которые в случае загорания одного дома, грозили уничтожить все поселение целиком. Так, здесь случались страшные пожары, которые выжигали поселение до самого основания. Один из самых сильных пожаров в истории этой местности случился в 1876 году. В результате такого бедствия практически все строения села были выжжены. Огонь разрушил и деревянную Харабалинскую Михайлово-Архангельскую церковь, средства, на строение которой собирали жители села. Новая, отстроенная церковь распахнула свои двери прихожанам в 1889г. Церковь считалась архитектурным шедевром, и настоящим памятников зодчества. Она виднелась издалека и многие окрестные села и деревни слышали доносившиеся из колокольни благовест. Колокола звонили не только по праздникам, но и в пургу, сильный мороз. Это делалось для того, чтобы человек не заблудился, и не замерз в пути. В 1935 г. церковь была полностью разрушена.
Село Харабали славилось знаменитым харабалинским садам. В начале XX в. специалистом по садоводству В.В. Пашкевичем было отмечено, что фрукты, взращенные в Харабалях, заняли призовые месте на всемирных выставках в Париже и Берлине.
В 1974 г. села Харабали не стало. На карте появилось новое районное подчинение – город Харабали. С этого времени, Харабали стали центром промышленной и сельскохозяйственной индустрии.
На территории Харабалинского района расположены историко-культурные памятники - Селитренное городище (археологические остатки столицы Золотой Орды, Сарай-Бату) и Хошеутовский хурул.
Раскопки в Сарай-Бату ведутся с 1959 года. За более чем 50 экспедиционных сезонов были открыты исторические и культурно важные объекты - курхана (склеп, полуязыческого захоронения человека богатого сословия), горн для обжига керамической посуды и плинфы (кирпича для строительства зданий Сарай-Бату, а потом использованного при возведении Белого города) и множество других ценных для науки и интересных для туристов объектов.
Хошеутовский хурул – уникальный памятник калмыцкой культовой архитектуры 1817 года постройки, находящийся в с. Речном. История постройки храма связана с именами хошеутовских нойонов (князей) Тюменей и уходит своими корнями к событиям Отечественной войны 1812 года, в которой калмыки принимали самое непосредственное участие. Комплекс хурула состоит из молельни, центральной башни и двух галерей, отходивших полукругом от центральной башни и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Помимо сходства с Казанским собором Петербурга, такая композиция напоминает натянутый лук – родовой знак хошеутовских нойонов, перекочевавших в эти края из Джунгарии и прославившихся своими воинами, которых ставили во главе боевого клина (от слова «хош» - клин, произошло и название рода). Кстати, даже спустя 200 лет на кирпичах храма отчетливо видны выпуклые изображения лука со стрелой
На территории района проживают различные этнические группы: русские, казахи, немцы, татары, украинцы, армяне и др. В целях сохранения и популяризации традиционной народной культуры народностей проживающих в районе проводятся праздники, ставшие традиционными: «Наурыз», «Цаган Сар», «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Проводы зимы», «Праздник славянской письменности и культуры», «Пасха», «праздник Ивана Купала», «Крас¬ная горка», «Троица».
Источник: История земли Харабалинской. Астрахань, 2008.,
ресурсы сайта Харабали.ру: http://www.harabali.ru/istoricheskaya-spravka, http://www.harabali.ru/tag/xarabali/page/3