Приволжский район

Историческая справка

Заселение территории современного Приволжского района началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой и рыболовством. В эпоху бронзы (III - начало I тыс. до н.э.) территория района входила в зону расселения последовательно сменявших друг друга кочевых племён ямной, катакомбной и срубной археологических культур. С VII в. до н.э. по IV в. н.э. на территории района обитали ираноязычные савромато-сарматские племена. В эпоху средневековья Приволжская земля входила в состав Хазарского каганата, Золотой Орды.

После присоединения Нижнего Поволжья к Российскому государству начинается новая эпоха в заселении территории района. История многих сел Приволжского района начинается со второй половины XVI - XVIII вв. Почти все селения-аулы юртовских ногайских татар сложились на основе сезонных полуосёдлых поселений юртовцев.

Первые упоминания о ногайских «юртах» относятся к началу 1580-х гг. Клерк английской торговой компании Кристофер Бэрроу описал пожар, случившийся в феврале 1580г. «в поселении ногайских татар в ¾ мили от астраханской крепости, называемом «юртом». Англичанин сообщает, что тамошние ногайцы в количестве 7000 человек являются «вассалами русского царя». В 1636 г. «юрты» вокруг Астрахани описал немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий: «Здешним татарам, которые частью ногайские, а частью крымские, не дозволяется жить в самом городе, а вне города, на известных местах, которые они могут обносить только плетнями». Русский купец Федот Котов, побывавший в Астрахани в 1623 г., сообщает, что «ниже города и около него находятся татарские юрты. Все татарские жилища вкопаны в землю, обнесены плетнём, обмазаны глиной. В степи вокруг города кочуют ногаи, подвластные государю». Видимо, речь также идет о поселениях - «юртах».

В течение XVIII в. юртовские татары переходят к оседлому или полуоседлому образу жизни. Ими основываются несколько селений: Тияк, или Царёво, Царёвская слобода (совр. микрорайон «Нариманово» в Советском районе г. Астрахани), Каргалик/Каргала (совр. с. Карагали), Кизань/Кзан (совр. с. Татарская Башмаковка), Майлегуль (совр. с. Яксатово), Бусдамгуль/Буздамгуль (совр. с. Кулаковка), Кази-аул (совр. пос. Мошаик Ленинского района г. Астрахани – ранее на территории Приволжского района), Джамене/Жамеле/Жэмэле (совр. с. Три Протока).

В самом начале XIX в. к оседлости переходит едисанская подгруппа кочующих юртовских татар, основав аулы Келечи (совр. с. Килинчи) и Семек (совр. пос. Семиковка Советского района г. Астрахани). Позже из аула Семек выделился аул Ярлы-тюбе (совр. с. Осыпной Бугор). Юртовцы жили в своих поселениях только зимою, а летом кочевали недалеко от них.

Во второй половине XVIII в. возникают и русские поселения: Началово, Евпраксино и др. Основным населением этих сёл были русские крестьяне – выходцы из Нижегородской, Московской, Костромской и др. губерний европейской России.

Село Евпраксино было основано в 1789г. Название села происходит от имени помещицы Евпраксии Ивановны Копытовской, которая владела этими землями. Первоначально Евпраксино располагалось на месте современного села Водяновка. Позднее, когда имение Копытовских было куплено армянским купцом Д.Г. Агабабовым, на новом месте – вокруг построенного им кирпичного завода - появилась выселка. Сюда стали переселяться семьи из старого Евпраксино, и вскоре за этим новым поселением закрепилось название села-метрополии, а оно, для отличия, стало называться Водяновкой.

Село Растопуловка расположилось на месте прежнего ногайско-карагашского аула Учтамак. Со временем там стали жить казахи и русские поселенцы. По одной из версий оно получило свое название от имени зажиточного крестьянина Сергея Растопулова.

Село Началово было основано в 1765 г. астраханским губернатором Н.А. Бекетовым. Настоящее название получило потому, что это было первое поселение, основанное губернатором. Сюда были переселены русские крестьяне из Нижегородской губернии, а также поселены 45 калмыков. Ранее село долгое время называлось Черепаха, от ерика Черепаха, на берегу которого оно было основано. По реке Черепашке ходили пароходы за товаром (фрукты, виноград). По рассказам старожилов, в этих местах бывал А.В. Суворов, его солдаты охраняли здешних ссыльных.

Село Бирюковка более позднего времени возникновения, возможно конца XIX - нач. XX вв. На территории села существовал рыбный завод, владельцем которого был некий Бирюков.

История образования оседлых поселений астраханских туркмен начинается со второй половины ХIХ столетия. Первым из них было Фунтово, существующее с 1861 года. Название его произошло, по преданию, от фамилии немца Фунта, которому некогда принадлежали эти земли. Затем они были проданы некому Плотникову, сдавшему их в аренду туркменам. Чуть позже возникло второе туркменское село Атал.

Приволжский район был образован в мае 1944 г. из частей территорий Калмыцкой АССР, Наримановского и Красноярского районов. В январе 1957г. часть территории была передана Калмыцкой АО. В феврале 1963г. был объединён с Наримановским районом с сохранением названия последнего. В октябре 1980г. был вновь образован самостоятельный Приволжский район.

Приволжский район – один из самых многонациональных в Астраханской области. Население района, по данным последней Всесоюзной переписи 1989 г. составляло 38,8 тыс. чел., в т.ч.: русских – 43,6 %, татар – 32,6 %, казахов – 13,9 %, туркмен – 4,1 %, цыган – 1,3 %, украинцев – 0,9 % и др.

Район интересен самобытными традициями и обрядами народностей проживающих на этой территории. С 2004 по 2006 гг. силами сотрудников Астраханского областного методического центра народной культуры, сотрудников отдела культуры Приволжского района и работников клубных учреждений района проводились периодические экспедиции с целью сбора этнографического и фольклорного материала. Удалось записать уникальный материал по традиционной народной культуре Приволжского района: предания об истории сёл, описания хозяйственных занятий, традиционной одежды, жилища, праздников, игр, обрядов жизненного цикла, религиозных верований, декоративно-прикладного творчества, тексты песен, сказок многонационального населения района.

Зафиксированы обряды русских календарных праздников: троичные, масленичные, пасхальные. Интерес представляют календарные праздники тюркских народов: юртовско-татарский Амиль, татарский Сабантуй, общетюркский Наурыз/Навруз. Важно, что этот древнейший пласт народной культуры сохраняется в современности в виде районных и областных праздников. Также в районе наблюдается возрождение (точнее усиление – после советского атеистического периода) религиозных праздников: Пасхи, Рождества, Курбан-байрама, Ураза-байрама, Маулида/Мавлюда и др. Надо сказать, что народные обычаи, игры и традиции, присущие тем или иным календарным праздникам, в советский период адаптировались и воплощались в праздниках, приуроченных к 7 ноября, Дню села, Дню улицы. Так, в селах Татарская Башмаковка, Карагали, Евпраксино, где население преимущественно представлено юртовскими ногайскими татарами, организовывались майданы с проведением татарских игр, национальных конкурсов (к примеру, алтын кабак - «золотая тыква»). Особый интерес вызывают зафиксированные в ряде тюркских сёл обряды смешанного религиозно-календарного характера, в частности, обряды вызывания дождя.

Перейти в каталог

Яндекс.Метрика