Ногайцы юртовские
Вопрос о происхождении этнической группы юртовских татар («астраханских татар», «ногайских татар») вызывает дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI - начале XVII вв. Другие - особую группу «астраханских татар» - потомков татар Астраханского ханства. Несмотря на существование нескольких точек зрения, не вызывает сомнений как ногайская историческая основа юртовцев, так длительные контакты со средневолжскими татарами.
В течение XVIII в. юртовские татары переходят к оседлому и полуоседлому образу жизни. Ими основываются несколько селений-аулов, возникших, видимо, также на основе «юртов» в окрестностях Астрахани: Тияк или Царёвская слобода, Каргалик или Каргала (совр. с. Карагали), Кизань или Кзан (совр. с. Татарская Башмаковка), Майлегуль или Майлекуль (совр. с. Яксатово), Бусдамгуль или Буздамгуль (совр. с. Кулаковка), Кази-аул (совр. пос. Мошаик в Ленинском районе г. Астрахани), Джамене или Жамеле, Жэмэле (совр. с. Три Протока). Кроме того, во второй половине XVIII в. юртовцы основали также сёла Солянка, Кучергановка (Старая Кучергановка), Янго-аул. А в самом начале XIX в. к оседлости перешла небольшая группа кочующих юртовских татар, точнее их едисанская подгруппа, основав аулы Келечи (совр. с. Килинчи) и Семек (совр. с. Семиковка). Позже из аула Семек выделился аул Ярлы-тюбе (совр. с. Осыпной Бугор).
На сегодняшний день среди большинства юртовцев преобладает ориентация на татарскую культуру. В то же время у юртовцев имеет место осознание своей отличности от татарского этноса и наличие памяти о своём ногайском происхождении, что, в частности, фиксируется в сохраняющемся архаическом самоназвании - «нугай» или «нугай-татар».